Сэм Бэнкман-Фрид заявил, что FTX была платежеспособной и обвинил юристов в крахе компании
Бывший глава обанкротившейся биржи FTX Сэм Бэнкман-Фрид заявил, что его компания «никогда не была неплатежеспособной» и могла полностью вернуть средства клиентам. В новом документе, опубликованном в конце сентября, он обвинил юридическую команду и новых управляющих в том, что они «уничтожили» FTX, затянув процесс банкротства и распродав активы по заниженным ценам.
«Это была проблема ликвидности, а не банкротства»
В 15-страничном заявлении от 30 сентября Сэм утверждает, что к моменту кризиса ликвидности в ноябре 2022 года FTX обладала $25 млрд активов и $16 млрд собственного капитала, что, по его словам, полностью покрывало $8 млрд клиентских обязательств.
«Кризис FTX в ноябре 2022 года был кризисом ликвидности, то есть временной нехваткой наличности. Проблема могла быть решена к концу месяца — до тех пор, пока внешние юристы не захватили управление компанией», — говорится в документе.
По его версии, именно юридическая фирма и новый генеральный директор Джон Рэй III настояли на подаче заявления о банкротстве, хотя компания могла восстановить платежеспособность.
Бэнкман-Фрид утверждает, что команда юристов действовала из личной выгоды, получив почти $1 млрд в виде комиссий и консультационных выплат, а также «исказила реальное финансовое положение» компании, назвав FTX «безнадежно неплатежеспособной».
Утрата активов и заниженная продажа
В документе также говорится, что в ходе банкротства были списаны токены FTT на $7 млрд и проданы другие активы по цене значительно ниже рыночной. По словам Бэнкмана-Фрида, если бы компания осталась под его управлением, активы FTX и дочерней Alameda Research могли бы сегодня стоить около $136 млрд.
«Все эти средства могли быть распределены между инвесторами, если бы управляющие не разрушили компанию», — утверждает он.
На момент публикации представители конкурсного управления FTX отказались комментировать заявление.
Семья Бэнкмана-Фрида добивается помилования
Крах FTX в 2022 году стал одним из крупнейших скандалов в истории криптовалютной индустрии. Суд установил, что Alameda Research имела «секретный доступ» к системе управления рисками FTX, позволявший ей занимать клиентские средства без залога. Это привело к завышению балансов и созданию иллюзии устойчивости компании.
После раскрытия этих фактов клиенты начали массово выводить средства, спровоцировав «цифровой банковский набег». К моменту остановки выплат образовался дефицит в $8 млрд, что запустило цепную реакцию по всей отрасли и привело к падению общей капитализации рынка на $200 млрд.
Бэнкман-Фрид был арестован на Багамах в декабре 2022 года и спустя год признан виновным по нескольким пунктам мошенничества и сговора. Сейчас он отбывает 25-летний срок, но продолжает настаивать на своей невиновности и подал апелляцию.
Его семья утверждает, что дело имело политический характер. По их словам, Бэнкман-Фрид стал «жертвой администрации Байдена» после того, как сократил пожертвования Демократической партии и перевел поддержку республиканцам.
Сейчас адвокаты экс-главы FTX добиваются помилования от президента Дональда Трампа, который ранее уже амнистировал создателя Silk Road Росса Ульбрихта и сооснователя Binance Чанпэна Чжао.
Что дальше?
История FTX продолжает вызывать споры. С одной стороны, команда банкротства утверждает, что наследие Бэнкмана-Фрида — это «финансовый хаос и обман». С другой — сам предприниматель настаивает, что биржа могла восстановиться, если бы ей позволили.
Эксперты отмечают, что новая волна заявлений Бэнкмана-Фрида может быть попыткой повлиять на процесс апелляции и изменить общественное восприятие дела, которое стало символом падения «эры крипто-гениев».
Читать далее: Инвесторы выводят средства из американских Bitcoin и Ethereum ETF: все фонды показали нулевой приток
